Форма входа
Поиск по сайту
список страниц
категории
Мои статьи [16]
погода
Валюта
пробки
Пробки на Яндекс.Картах
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Я в КОНТАКТЕ

      

Главная » Статьи » Мои статьи

Принцип доминанты был сформулирован А.А.Ухтомским

ДОМИНАНТА А.А. УХТОМСКОГО И ГОЛОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗУМА

Давыдовская Н. А., врач-невропатолог высшей категории (г. Алматы)

«Инстинктивные и аффективные процессы и вся та невротическая симптоматика, появляющаяся, когда эти процессы нарушены, явно опираются на фи-зиологическую основу; но с другой стороны, некоторые разрушительные факторы, оказывается, могут своей властью превратить физиологический порядок в беспорядок…» .
                                                                                         (К. Г. Юнг)

Принцип доминанты был сформулирован А.А.Ухтомским. Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС). Это достаточно стойкое возбуждение приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: оно накапливает в себе возбуждение от отдельных источников, а также тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение [2]. Например, человек в порыве творчества может забывать о еде и сне. Это пример физиологической доминанты. Патологическая доминанта представляет собой резко усиленный против нормы очаг возбуждения в ЦНС. Причиной может стать травма, инфекция, стресс, неотреагированная токсическая эмоция: гнев, боль, страх, обида. Состояние патологической доминанты, в отличие от физиологической, является вредным для организма её носителя, так как ограничивает его приспособление к окружающей среде. Патологическая доминанта создаёт в организме условия для затягивания или рецидива болезненного процесса [2].

Сначала рассмотрим структурно-функциональную модель мозга, предложенную А. Р. Лурия [2] как субстрата психической деятельности. Согласно модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: а) энергетический или регуляции уровня активности мозга (I блок); б) приёма, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации (II блок); в) программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (III блок). Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков мозга.

I блок включает неспецифичские структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

I блок обеспечивает общий активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции, поддерживает общий тонус ЦНС, необходимый для любой психической деятельности. I блок непосредственно связан с процессами памяти (в их модально-неспецифической форме); с запечатлением, хранением и переработкой разно-модальной информации.

I блок является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Лимбические структуры мозга (висцеральный мозг) участвуют в регуляции различных эмоциональных состояний и, прежде всего, в регуляции сравнительно элементарных эмоций: страха, боли, удовольствия, гнева, а также в регуляции мотивированных состояний и процессов, связанных с различными потребностями организма. I блок мозга воспринимает и перерабатывает самую различную интероцептивную информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов. В ретикулярной формации ствола мозга находятся ядра черепномозговых нервов, проводящие возбуждение от органов чувств, в сосудодвигательный и дыхательный центры. В верхней части I блока находятся высшие вегетативные центры, регулирующие деятельность внутренних органов.

II блок – блок приёма, переработки и хранения экстроцептивной информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кинестическую. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процесссы, анализ и синтез поступающей информации, различные гностические виды психической деятельности. С участием третичных полей коры осуществляются сложные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной.

III блок мозга – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга [4]. В передних отделах коры больших полушарий находятся высшие центры вегетативной нервной системы (ВНС) [1]. Функция ВНС двоякая: 1) обеспечивать относительное постоянство внутренней среды организма при различных изменениях во внешней среде и его внутреннего состояния; 2) обеспечивать приспособительные реакции при изменении условий внешней среды и внутреннего состояния, особенно, если есть угроза самому существованию организма. В таких ситуациях возникают реакции напряжения, стресс и эмоциональное состояние ярости и страха[1].

Каждая психическая деятельность имеет определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую "образ результата” и представление о способах реализации программы, после чего продолжается в виде фазы реализации программы с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность фазой сличения полученного результата с исходным "образом результата”. В случах несоответствия этих данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата. В это время деятельностью внутренних органов руководит относительно автономная ВНС. Ощущения от внутренних органов на II блок практически не поступают, а III блок регулирует высшие вегетативные центры I блока в соответствии с программами действий. В норме индивидуум осознает лишь соматическое благополучие.

На физическом уровне он ощущает энергию, силу, здоровье, хорошее настроение, которые представлены в разуме положительными образами – голограммами. Обычно это дерево, плод, птица, скала, былинные и мифические герои (см. Приложение 2.). На этой базе полноценная работа II и III блоков с хорошей обратной связью даёт ощущения: "я есть”, "я могу”, "я в порядке”, придают чувство уверенности, внутренней свободы. Символы этого уровня также положительные: орёл, крылья, статуя Свободы, фонтан, ручей и другие. Такая личность способна сделать выбор: "раскрываться”, она готова к творчеству, с уверенностью смотрит в будущее, способна строить свои отношения с окружающими на основе взаимопонимания, взаимоуважения. Внимание направлено во внешнюю среду, так как внутренняя среда в порядке. Достаточное количество энергии и ощущение внутреннего комфорта позволяют этой личности избежать зависимостей, в частности, находясь в коллективе, оставаться индивидуальностью. Все эти качества необходимы для работы в команде, способствуют сотворчеству, что порождает дополнительные положительные символы в разуме. С таким багажом личность стремится к раскрытию своего творческого потенциала. Согласно волновой динамике Вселенной, она притягивает к себе людей и ситуации с положительным знаком. Эта личность самодостаточна и успешна [5].

Рассмотрим вариант, когда в ЦНС присутствует патологическая доминанта. Чаще всего она образуется в I блоке головного мозга, на уровне верхнего ствола (связь с эмоциями и структурами долговременной памяти). Итак, в I блоке есть патологическая доминанта. Она характеризуется: 1) повышенной возбудимостью; 2) стойкостью возбуждения; 3) способностью к суммированию возбуждения; 4) инерцией и вызывает торможение других  нервных центров первого блока [1]. С этого участка I блока на II блок передаётся только та информация, которая касается доминанты. Другими словами, в то время как I блок обеспечивает, в основном, модально-неспецифические процессы, а II блок – модально-специфические процессы, патологическая доминанта передаёт на II блок "псевдомодально-специфическую” информацию (термин автора). Таким образом, доминанта простраивается до уровня коры головного мозга, создавая в разуме образ-голограмму, обычно неприятного содержания, "теневой образ”: дракон, змея, паук, мифический монстр и другие. Через месяцы или годы (в зависимости от жизненной ситуации и особенностей характера индивидуума) этот образ увеличивается и занимает в разуме всё больше места, питаясь энергией I блока (см. Приложение 3). В этих условиях информация с I блока на II блок подаётся в частично искажённом виде; анализ и синтез во II блоке происходит с погрешностями, а III блок на основе этих искаженных данных выдаёт программы действий. Естественно, часто результат и "образ результата” не совпадают. Это вызывает неприятные эмоции с образованием новых неприятных образов – холодайнов. Индивидуум в этих условиях вынужден затрачивать больше усилий, энергии, напрягая волю, контролируя свои действия, создавая новые программы, типа: "программа действия – реализация – сличение – неверно”, "программа контроля – реализация программы – сличение – верно – сомнения – программа проверки – сличение – верно”. Естественно, III блок начинает стимулировать высшие вегетативные центры I блока, так как нужна дополнительная энергия. Напряжение I блока увеличивается, что отрицательно сказывается на работе внутренних органов. Кроме того, в I блоке и так нервные центры угнетены присутствием патологической доминанты, которая "работает на себя”. Дефицит энергии нарастает, вегетативные центры перенапряжены. Организм находится в стрессовом состоянии, выполняя обычную работу. Могут возникнуть вторичные патологические доминанты, что ещё более осложняет ситуацию в I блоке. В результате нарушается гомеостаз и понижается уровень адаптации, т. е. резко уменьшаются компенсаторные возможности организма. Клинически это проявляется астеническим синдромом и вегетативно-сосудистой дистонией. Ощущения из внутренних органов начинают поступать на II блок, осложняя психическую деятельность индивидуума. Это I блок – подкорка "кричит о помощи”. Теперь часть программ с III блока направлена на улаживание проблем I блока. Стимулировать I блок уже невозможно, значит, создаются программы действия, направленные на создание режима благоприятствования для организма во внешней среде, программы комфорта: отпуск, лечение, уменьшение объема работы. Кроме того, I блок сбрасывает напряжение на тело, вызывая различные заболевания: поражения кожи - псориаз, нейродермиты; болевые мышечные синдромы, невралгии. В условиях изменённой реактивности может провоцироваться аутоагрессия, возникают заболевания суставов, связок. Сброс напряжения на внутренние органы вызывает бронхоспазм, ишемическую болезнь сердца, нейроциркуляторную дистонию. Из-за спазма чревного ствола нарушается питание слизистой желудочно-кишечного тракта, возникает гастрит, панкреатит, дуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперсной кишки. Болевые импульсы со страдающего тела и внутренних органов поступает на II блок, образуя множество неприятных голограмм. Это ещё более осложняет работу II и III блоков. Так происходит постепенное истощение компенсаторных возможностей организма. Другими словами, доминанта – это "чужеродное тело в сфере сознания” ("чувственно-окрашенный комплекс”, по К. Юнгу) - огромная мощная голограмма-холодайн бессознательно манипулирует индивидуумом, организуя его реакции, вмешиваясь в творческие планы и получая дополнительное питание от неприятных эмоций, которые испытывает индивидуум. Личность, оказавшаяся в этой ситуации, на физическом уровне имеет болезни, ощущает бессилие, опустошённость, потерянность, что сопровождается формированием в разуме соответствующих голограмм - холодайнов. На II уровне, личностном, она "не в порядке”, испытывает гнев на обстоятельства, людей (она же не осознает присутствия разрушающей силы в глубинах её разума), ощущает страх перед будущим, незащищённость. И все эти чувства оформлены в соответствующие образы- голограммы. В условиях внутреннего дискомфорта такая личность старается создать вокруг себя комфортные условия любым путем, бессознательно манипулируя людьми, ожидая сочувствия к себе, заставляя окружающих считаться со своими болезнями. Личность не живёт – она старается выжить, как-то сохранить работу, получить инвалидность, льготы. В тяжёлых случаях, когда личность занимает позицию жертвы ("мне больнее всех”, "я больнее всех”, "мне хуже всех”, "я несчастнее всех”, "я больше всех работаю”), круг замкнулся, доминанта захватила сознание индивидуума. Происходит изменение личности и страдающая жертва превращается в тирана, который терроризирует окружающих своими страданиями (см. Приложение 2) [5]. Может сложиться ситуация, когда личность в течение длительного времени способна подавлять энергию доминанты усилием воли. Это легче удаётся личности, имеющей ещё и физиологическую, творческую доминанту, в противовес патологической. Тогда эта личность длительное время может быть успешной в своей деятельности. Но это адаптация частичная. Такая личность всё равно имеет напряжение и ограничение компенсаторных возможностей ЦНС и, как следствие, болезнь. А болезнь помогает ей ослабить напряжение в ЦНС в трудной жизненной ситуации, когда возникает проблема. Обострение болезни помогает личности выйти из психотравмирующей ситуации. Проблема оказывается решённой на бессознательном уровне.

Конечно, нужна долгая психотерапевтическая работа, так как чем больше доминанта, тем больше бессознательное сопротивление. Она, как "чёрная дыра” в разуме, притягивает к себе энергию, оставаясь невидимой. Чаще всего психотерапевтическая работа сначала идет с холодайнами, в основе которых лежат менее значимые, но многочисленные доминанты (вторичные) в разных отделах ЦНС. При этом улучшается работа I блока, что вызывает увеличение энергии в организме, улучшается регуляция внутренних органов. Исчезают болевые синдромы, переставая подпитывать энергией голограммы во II блоке. Улучшается анализ и синтез в коре головного мозга. Более качественными становятся программы действия III блока. Чаще совпадают результаты действия и "образы результатов”. Отпадает необходимость в многочисленных контрольных программах, что ведёт к уменьшению напряжения высших вегетативных центров I блока. Улучшается самочувствие, в разуме возникают положительные образы. Главная патологическая доминанта в этих условиях получает меньше питания. Соответствующая ей голограмма уменьшается, подходит, наконец, и её очередь трансформироваться в нечто положительное. Наступает клиническое выздоровление. Конечно, в нервной системе может остаться следовая реакция, "эмоциональный рубец”, но если выздоровевший человек, раскрывая свой потенциал, приобретает творческую доминанту – физиологическую, это будет большой удачей. Творческая доминанта будет подавлять остатки патологической и психическая деятельность человека станет полноценной с гарантией, что рецидива не будет.

Таким образом, можно утверждать, что доминанта А. А. Ухтомского, рассмотренная в структуре голографической модели мозга, является физиологической основой мыслеобраза. Анализ функционирования патологической доминанты в пределах структурно-функциональной модели мозга, предложенной А. Р. Лурия, может стать ключом к взаимопониманию между врачами-интернистами, психотерапевтами и психологами в вопросах лечения психосоматических заболеваний.

Представители аналитической психологии, возможно, узнают в патологической доминанте "чувственно-окрашенный” комплекс, описанный К. Юнгом: "…образ определенной психической ситуации, которая сильно эмоционально акцентуирована, и к тому же несовместима с привычной позицией сознания. Этот образ имеет мощное внутреннее соответствие, присущую только ему целостность и, вдобавок, относительно высокий уровень

автономности, а значит, подлежит только ограниченному контролю сознательной мысли, и ведёт себя, как одушевлённое чужеродное тело в сфере сознания” [3].

Анализ функционирования голограммы в разуме, в основе которой лежит патологическая доминанта на физическом плане, может послужить информацией к размышлению для психологов и психотерапевтов, практикующих психологию целостного мышления (холодинамику).

Психотерапевтам и психологам необходимо ясно представлять себе важность создания у пациента физиологической (творческой) доминанты для успешной психотерапии.

Резюме. В медицине сложилась парадоксальная ситуация. Врачи признают психосоматическую природу многих заболеваний, но продолжают лечить, в основном, лекарственными препаратами. В условиях узкой специализации у большинства врачей отсутствует целостное представление о структуре и функции центральной нервной системы и о возможностях психотерапии в лечении психосоматических заболеваний. Принцип доминанты, рассмотренный с позиции единства структуры и функции центральной нервной системы и в соответствии с принципами целостного мышления [5], поможет наладить взаимопонимание между врачами-интернистами, психотерапевтами и психологами в вопросах лечения психосоматических заболеваний.

Анализ функционирования доминанты, как физиологической основы мыслеобраза, может вызвать интерес у психотерапевтов, психологов, невропатологов, терапевтов, педиатров и других специалистов, педагогов, воспитателей, практикующих методы психологии целостного мышления (холодинамики).

Категория: Мои статьи | Добавил: ovchar (07.04.2010)
Просмотров: 4637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лютеру 9 месяцев
дрессировка щенка
дрес Сэм 1г1м
Браун первый ЗКС
лыжня
Сима дает лапу
Нива - проба пера
Друзья сайта
Флора
Тематический каталог ссылок флора и фауна
друзья кинологи

Герцеговина Град Лайма

дрессировка собак